наверх
Жуковское Монтажное Управление
«Спецмашмонтаж»
Надежность и добросовестность партнерства
Телефон: +7(495)556-61-01, +7(495)556-67-34

Создание крана-перегружателя грузоподъемностью пятьдесят тонн (ПКУ-50)

Долгое время решалась проблема доставки крупногабаритных составляющих многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран» (в том числе, орбитального корабля «Буран») от мест изготовления до полигона Байконур.

Из воспоминаний заместителя главного инженера объединения «Спецмашмонтаж».

Один из вариантов – по «суперавтотрассе» от Москвы через город Куйбышев до Байконура. Если бы был принят этот вариант, то теперь в России и Казахстане существовала бы автотрасса, которой нет нигде в мире, так как требования к этой дороге были исключительно жесткими. Этот вариант был экономически обсчитан, получились астрономические цифры и вариант далее не рассматривался. Но только представьте, какая это была бы дорога!!!

После окончательного решения, что крупногабаритные составляющие многоразовой ракетно-космической системы (обтекатель, стекатель, баки горючего, окислителя и сам орбитальный корабль) будут доставляться на «горбу» самолетов, встал вопрос, а как и чем грузить эти составляющие на самолет.

Сам способ доставки, конечно, представляет сложнейшую инженерную задачу (крепление груза на внешней подвеске к корпусу самолета, центровка груза, сложнейшая аэродинамика и т. д. ).

На первом обсуждении этого вопроса, проходившего под руководством генерального директора НПО «Энергия» В. Д. Вачнадзе, космонавт В. Ф. Быковский, увидев прорисованные схемы, сказал: «Летчику, согласившемуся выполнять эти полеты, еще до взлета нужно присвоить звание Героя Советского Союза». Даже на схемах и рисунках это выглядело удивительно, не говоря уже о том, когда я увидел это первый раз в натуре. Вид огромного орбитального корабля «Буран» на «горбу» относительно маленького самолета 3М-Т-«Атлант» просто потрясал. Самолет 3М-Т-«Атлант» был создан Конструкторским бюро имени В. М. Мясищева на базе тяжелого стратегического бомбардировщика 3М. Первый полет 3М-Т из города Куйбышева с аэродрома НПО «Прогресс» с макетом кислородного бака блока «Ц» состоялся в январе 1982 года. В то время (1980-84 года) я был заместителем главного инженера объединения «Спецмашмонтаж» и конкретно занимался программой создания МРКС в части, нас касающейся.

Летом 1980 года ко мне явилась делегация из трех представителей (фамилии не помню) Министерства общего машиностроения для решения вопроса о погрузке орбитального корабля «Буран» на транспортный самолет «3М-Т-Атлант». Предложение МОМа сводилось к тому, что «Буран», исходя из его габаритно-весовых характеристик, возможно будет погрузить на самолет с помощью трех или четырех портальных кранов (типа применяющихся в морских портах). В это время краны такого типа изготавливал только Одесский крановый завод. С учетом времени проектирования специального портального крана для нужд МРКС, времени изготовления кранов и специальной оснастки (траверсы, захваты и т. д. ) на Одесском крановом заводе выходило, что на решение этой задачи уйдет не менее трех лет.

Взяв тайм-аут и обсудив вопрос с начальником СКТБ-16 В. В. Караевым и его заместителем Б. Е. Мамлеевым, мы нашли вариант решения.

В свое время настоящим прорывом в области освоения новых прогрессивных технологий монтажа конструкций, стало успешное внедрение метода укрупненной сборки оборудования и конструкций стартовых боевых ракетных комплексов (БРК) с использованием подъемно-козлового устройства (ПКУ), спроектированного СКТБ-16. Применение ПКУ (начиная с 1970 года), позволило последовательно увеличить массу монтируемых на БРК конструкций со ста двадцати до пятисот шестидесяти тонн. «Семейство» ПКУ различной грузоподъемности существует и в настоящее время.

В 1980 году мы могли поднять, передвинуть и опустить груз массой до 560 тонн.
Просветив представителей МОМа, что такое ПКУ, как его применяют на БРК и выразив уверенность, что инженерные вопросы погрузки «Бурана» на самолет вполне можно решить с помощью наших ПКУ, я об этом и забыл.

В то время я не понимал, что такое «политический» (в кавычках) подход к делу. Негласно действовал закон – делать все в рамках решения Военно-промышленной комиссии (в части касающейся Минмонтажспецтроя) и не залезать не в свои вопросы. Где-то через месяц в наше Министерство пришел проект решения ВПК, где проектирование, изготовление и монтаж погрузочно-разгрузочного комплекса для МРКС поручалось объединению «Спецмашмонтаж». Вот тогда я понял, что такое «политика», выслушивая в свой адрес нехорошие слова от наших руководителей разных рангов. Мы влезли в центр проблемы, хотя это было не нашим делом. Благо, что в дальнейшем, благодаря интеллектуальному потенциалу работников СКТБ-16, особенно его начальника В. В. Караева, проблема была решена и решена блестяще. Люди, ранее ругавшиеся по этому поводу, в дальнейшем гордились, что это сделали мы и гордились по праву. В кратчайшие сроки кран был спроектирован (СКТБ-16), изготовлен опытный образец и смонтирован. Первое погрузо-разгрузочное устройство ПКУ-50 было смонтировано Жуковским монтажным управлением (в то время начальник Н. И. Пименов) в летно-испытательном институте (ЛИИ) Экспериментального механического завода (ЭМЗ) имени В. М. Мясищева (в городе Жуковский Московской области). В дальнейшем такие же комплексы были смонтированы СПМУ-1 на заводе «Прогресс» в городе Куйбышеве и Спецтрестом №1 на космодроме Байконур. В то время я впервые конкретно узнал, что такое межведомственная война между создателями многоразовой ракетно-космической системы.

Первый кран, смонтированный в ЛИИ необходимо было сдать Госгортехнадзору, проведя статические и динамические грузовые испытания, обучив обслуживающий персонал с выдачей соответствующих удостоверений. Казалось бы, ПКУ-50 находится на территории предприятия Министерства авиационной промышленности, и именно ЭМЗ им. В. М. Мясищева должен стать хозяином ПКУ-50 и его эксплуатировать. Но вопрос, кто же отвечает за погрузку орбитального корабля «Буран» (изделие МАП) на самолет 3МТ (собственность МАП), крепление и центровку груза на внешней подвеске транспортного самолета и т. д. встал ребром. Единственный раз слышал полемику по этому поводу в весьма крепких выражениях между Министром общего машиностроения С. А. Афанасьевым и Министром авиационной промышленности А. С. Сысцовым. На всю жизнь запомнил некоторые выражения. Кончилось тем, что почему-то собственником ПКУ-50 стал завод «Прогресс» из города Куйбышев, оттуда была прислана бригада для обу-чения и дальнейшей эксплуатации ПКУ-50, а зарегистрировали этот кран в органах Госгортехнадзора Московской области.

Высокие представители МАП считали себя победителями в этом споре, но а мы считали, что победил лично С. А. Афанасьев, в очередной раз показавший настоящий Государственный подход к делу.

Межведомственная война была в полном разгаре. Для тренировки самолета 3М-Т (взлет, не длительный полет, посадка) макеты негабаритных грузов (составляющих элементов МКС) должны были прибыть с завода «Прогресс» в ЛИИ. По каким-то причинам ЭМЗ им. Мясищева грузы принимать отказался, хотя все условия для приемки вагонов в ЛИИ были. Заместитель Министра общего машиностроения В. Н. Сошин обратился к начальнику объединения «Спецмашмонтаж» С. А. Баранову с просьбой принять «несколько» (больше 20) вагонов во избежание санкций со стороны железной дороги. Вагоны были приняты Жуковским монтажным управлением и разгружены на строительной базе Главспецстроя среди гор песка, щебня, кирпича, бетона и гор мусора. Негабаритные составляющие элементы многоразовой ракетно-космической системы (обтекатель, стекатель, баки горючего и окислителя и т. д. ) приходили в разобранном виде (лепестками) и требовали укрупнения. В зимнее время, при наличии в ЛИИ огромных теплых самолетных ангаров, Жуковское монтажное управление было вынуждено проводить укрупнение на улице. В ангары ЖМУ просто не пустили. Благо требования к круп-ногабаритным макетам были минимальны: по прочности – чтоб не развалились в воздухе, по размерам – + 20 мм. Но всегда на «войне» надо помнить и о поражениях. В июле следующего 1981 года произошел курьезный случай. Во время одной из тренировок транспортного самолета с закрепленным на внешней подвеске баком окислителя, при посадке самолет промахнулся и улетел метров за 100 за взлетно-посадочную полосу. Был выходной день – суббота. Министр авиационной промышленности Аполлон Сергеевич Сысцов позвонил нашему Министру Борису Владимировичу Бакину с просьбой помочь «из болота вытащить бегемота» на что Борис Владимирович ответил: «Найдите Баранова и он все решит!». Бодигарды А. С. Сысцова нашли Баранова на даче, но не нашего Станислава Александровича Баранова, а Николая Максимовича Баранова, в то время начальника главного управления механизации Минмонтажспецстроя, который вообще не знал, что такое «Буран», что такое тренировка самолета 3М-Т, так как все описанное выше было совершенно секретно. Николай Максимович был человеком с большим чувством юмора, прекрасным рассказчиком и каждый последующий рассказ об этом случае звучал по-новому. Представьте себе, что человек в трусах, с лопатой, копающийся в огороде в окружении жены и детей, в июльскую жару вдруг видит, как к даче подъезжает правительственный ЗИЛ, из которого выходят два амбала в черных костюмах, при галстуках и спрашивают: «А где тут Баранов?». Николай Максимович понимает, что начался новый 1937 год, чуть не падает в обморок, чуть его не хватает «кондрашка», чуть он не обмочился. То же проис-ходит с его женой, а дети плачут и так далее. Этот рассказ Николая Максимовича пользовался неизменным успехом, но всегда звучал по-новому.

Недоразумение разрешилось через полчаса, в воскресенье нашли нужного С. А. Баранова и в понедельник под руководством начальника Жуковского монтажного управления Н. И. Пименова работы начали. Во вторник «бегемот был вытащен из болота».

Работы по монтажу и испытаниям ПКУ-50, укрупнительной сборке крупногабаритных грузов осуществлялась участком ЖМУ под руководством начальника участка А. Г. Потапова.

Наибольший вклад в выполнение этих работ внесли бригадир – В. И. Назаркин, монтажники – И. В. Ларионов, Н. Н. Балакин, сварщики – М. И. Светиков, В. И. Румянцев.

Для справки
– в декабре 1984 года на космодром доставлен первый макетный экземпляр орбитального корабля «Буран»
– в декабре 1985 года на космодром доставлен планер первого летного орбитального корабля «Буран»

на главную »

1969-2017 © Copyright ОАО «ЖМУ «СММ». All Rights Reserved Создание сайта: ЖУКБИЗ